Дополнительное образование – важнейший инструмент подготовки ребят к успешной жизни, формирования их ценностей и профессиональных предпочтений. Дворец творчества детей и молодежи 50 лет успешно справляется с возложенными на него задачами.
Система дополнительного образования детей в России ведет свою историю с 1918 года – открытия в Москве первого в стране государственного внешкольного детского учреждения «Биологическая станция юных любителей природы Сокольнического районного Совета рабочих депутатов». В том же году состоялся I Всероссийский съезд по просвещению, который подстегнул развитие внешкольных учреждений (станций юных техников, натуралистов, детских парков и спортивных школ, домов культуры), формирование научно-методической базы внешкольной работы, начало проведения научных исследований.
Расцвет внешкольного образования пришелся на 60–80-е годы прошлого века, когда четко оформились задачи, содержание и формы внешкольной работы, сложилась её целостная система, не имеющая аналогов в мире.
С принятием в 1993 году закона «Об образовании» внешкольные учреждения поменяли название на учреждения дополнительного образования детей. На основе принципов свободы выбора деятельности, программ, форм работы и сотрудничества педагога и ребёнка постепенно выстраивалась вариативная система дополнительного образования.
Новый этап начался с утверждения в 2014 году Концепции развития дополнительного образования детей. В соответствии с федеральным проектом «Успех каждого ребёнка» нацпроекта «Образование» к 2024 году качественным дополнительным образованием должны быть охвачены 80 процентов детей от 5 до 18 лет, в том числе живущих в малых городах, сёлах и труднодоступных территориях.
Одновременно по всей России развивается современная инфраструктура, открываются новые современные площадки, оснащённые высокотехнологичным учебным оборудованием.
К концу 2020 года дополнительные общеобразовательные программы будут реализовываться в 135 детских технопарках «Кванториум» в 80 субъектах Российской Федерации, 85 мобильных технопарках для детей из сёл и малых городов, 30 центрах «Дома научной коллаборации» на базе высших учебных заведений, в 70 центрах цифрового образования детей «IT-куб». Планируется обновление материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом в 2 365 общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах в 83 регионах России (с охватом более 644 тысяч детей). Также будет создано 520 тыс. новых мест дополнительного образования детей в 48 регионах страны.
Реализация федерального проекта позволит создать гармоничную образовательную среду для успешного развития каждого ребенка с опорой на национально-культурные традиции, духовно-нравственные ценности народов Российской Федерации.
Сегодня МАОУ ДО ДТДМ стал центром, объединяющим усилия различных учреждений в создании единого пространства в сфере организации отдыха детей и подростков города Заречного. За период работы в данном направлении наше учреждение добилось качественных изменений: высокий уровень программно-методического обеспечения организации отдыха и оздоровления детей и подростков, создание электронной базы программ по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков; системная работа по повышению уровня квалификации и профессионального мастерства педагогов ОУ и УДОД в области организации отдыха и оздоровления детей и подростков с использованием различных форм; проведение диагностики профессиональных и информационных потребностей организаторов детского отдыха из ОУ и УДО; тесное взаимодействие с социальными партнерами по организации работы детского образовательно-оздоровительного отдыха; величение количества детей, отдохнувших в детских оздоровительных лагерях, подведомственных МАОУ ДО ДТДМ.
В настоящее время Дворец творчества осуществляет образовательную деятельность по шести образовательным направленностям: художественной, технической, физкультурно-спортивной, естественнонаучной, социально-педагогической, туристско-краеведческой. В 40 творческих объединениях (175 учебных группах) обучаются около 2500 детей и подростков.
В Программе развития МАОУ ДО ДТДМ определены основные задачи по совершенствованию его деятельности:
- обеспечение гарантий бюджетной доступности дополнительного образования для всех групп детского и подросткового населения от 5 до 18 лет;
- обеспечение качества и эффективности дополнительного образования и летнего оздоровительного отдыха детей и подростков за счет совершенствования содержания, организационных форм и образовательных технологий;
- расширение сферы образовательных услуг для удовлетворения образовательных потребностей социума;
- развитие системы поддержки одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- профессиональное совершенствование педагогических кадров МАОУ ДО ДТДМ;
- повышение эффективности управления МАОУ ДО ДТДМ за счет вовлечения общественности в решение стратегических вопросов его развития;
- обеспечение межведомственного сотрудничества в развитии системы дополнительного образования, активизации социального партнерства с семьей.